4 Сентября Правлением получено «Коллективное обращение», авторы которого потребовали направить ответ на него на официальный сайт Товарищества. Под обращением находится 90 подписей, подлинность не всех из них удалось подтвердить при внутреннем расследовании. Также, часть подписантов, при личной беседе, сообщили, что поставили подпись не читая текст, только на основе устных объяснений агитатора, которые, как оказалось во многом, существенно расходятся с содержимым документа. Тем не менее, Правление СНТ приняло решение ответить на все пункты «обращения» и удовлетворить запрос на размещение ответа на официальном сайте СНТ.
Предложения из «Коллективного обращения» | Ответ |
Сумму членских взносов оставить на прежнем уровне до приведения в соответствие проектов документов с учетом предложений и единогласного решения членов Товарищества. Проанализировать финансовое обоснование суммы членских взносов | Документы
Товарищества приведены в соответствие
с требованиями ФЗ-217 и утверждены
решением общего собрания участников,
что зафиксировано в Протоколе № 2/2025
от 27.09.2025. |
финансовый год, установленный на период с 1 августа текущего года по 31 июля следующего года, считать периодом уплаты членских взносов (пп.8.7, 8.8 проекта нового Устава Товарищества); | Период внесения членских взносов в СНТ «Дружба» закреплён в уставе товарищества и на протяжении не менее 15 лет осуществляется в течение первого полугодия финансового года. Ранее финансовый год длился с 1 января по 31 декабря, а срок уплаты взноса устанавливался до 15 июля, то есть в течение первых шести месяцев года. В настоящее время, с 2022 года, финансовый год определён с 1 августа по 31 июля, а крайний срок оплаты — 31 января, что также соответствует первой половине финансового года. Взимание взносов в конце периода невозможно, поскольку у товарищества имеются ежемесячные обязательства перед поставщиками и подрядчиками, которые требуют регулярной оплаты в течение всего финансового года, а не однократно при его завершении. |
установить срок проведения общего собрания Товарищества – не позднее 1 августа текущего года | В соответствии с пунктом 6 статьи 17 ФЗ-217, общее собрание проводится не реже одного раза в год. Вместе с тем, проведение собрания не всегда возможно назначить на определённую дату, ввиду наличия объективных обстоятельств, препятствующих его организации, например, текущих судебных производств, которые могут повлиять на повестку собрания и законность принимаемых решений. |
регламент работы (при его наличии) члена Правления № 1 и члена Правления № 2 откорректировать, распределить функциональные обязанности, внести вопросы организации и осуществления бумажного и электронного делопроизводства, а также ведение реестра членов Товарищества; | С членами Правления заключены трудовые договоры, в которых определены их должностные обязанности. |
включить должность главного бухгалтера в штат правления Товарищества; | Включение должности главного бухгалтера в штат Правления Товарищества предполагает выплату заработной платы, начисление страховых взносов, взносов на травматизм и пр., что увеличит расходы минимум на 30% по сравнению с привлечением внештатного специалиста. Действующее законодательство не требует обязательного включения бухгалтера в штат. Услуги бухгалтерского учета могут оказываться внешним исполнителем по договору, что экономически выгоднее. |
сократить должности кассира до 1 единицы и переработать должностной регламент, оставив только пункты по вопросам финансовой деятельности; | На момент составления ответа в Товариществе работает один кассир. Заработная плата при текущей занятости ниже МРОТ, который вступит в силу с 2026 года. Должностной регламент соответствует требованиям Председателя Товарищества и охватывает необходимый объем обязанностей. Дальнейшее сокращение функциональных обязанностей нецелесообразно. |
пересмотреть услуги сторонних исполнителей и заложенную для этого сумму (разделе 3 Обоснования) сократить до минимума, т.к. при существующем количестве членов Товарищества и правильной организации работы, эту задачу в полном объеме могут осуществить штатные работники правления во главе с председателем Товарищества; | Правление Товарищества укомплектовано минимальным составом из 3 человек в соответствии с пунктом 3 статьи 18 ФЗ-217, установленным для товариществ численностью до 60 членов. Между тем, в Товариществе состоит 867 членов, что в соответствии с указанной нормой позволяет увеличить состав Правления до 43 человек (не более 5% от общего числа членов). Учитывая, что Правление укомплектовано минимальным составом при максимально допустимом штате в 43 человека, требование отказаться от привлечения сторонних исполнителей и возложить весь объем работ на действующих членов Правления ничем не обосновано и приведет к срыву текущей деятельности Товарищества. |
сократить штатные единицы по обслуживанию водопровода и водонасосной станции до 1 единицы старшего механика; 1 единицы сторожа водонасосной станции; | Сокращение штата до 1 механика и 1 сторожа невозможно. Согласно Трудовому кодексу, для сторожей должен быть установлен график «сутки через трое», поэтому один человек не может обеспечить круглосуточную охрану объекта. По закону, для охраны водонасосной станции в режиме 24/7 требуется минимум 4 сторожа. Аналогичная ситуация с механиком: он не может работать без выходных при необходимости ежедневной подачи воды. В настоящее время водонасосная станция укомплектована минимальным составом работников, который уже меньше необходимого, что осуществляется в ущерб режиму круглосуточной охраны объекта. Дальнейшее сокращение штата приведет к нарушению трудового законодательства и невозможности обеспечения нормальной работы станции. |
сократить сумму на досудебные и судебные расходы (п 5.3 Обоснования). При добросовестном отношении к поставленным задачам и выполнении мероприятий (работ) разбирательства в судах не происходит; | Сокращение расходов на досудебные и судебные разбирательства не представляется возможным. Даже при добросовестном выполнении всех процедур при организации собрания судебные иски возникают. Так, 20 августа 2025 года суд отклонил иск Фетисова С.Ю., оспаривавшего законность общего собрания 2024 года на основании не соответствующих действительности утверждений. В ходе судебного разбирательства Товариществу потребовалось нотариально заверить скриншоты официального сайта и фотографии доски объявлений, что привело к дополнительным финансовым расходам. Помимо этого, согласно пункту 10 статьи 14 ФЗ-217, Товарищество вправе обращаться в суд с исками о взыскании задолженности с неплательщиков. Подача каждого искового заявления требует, как минимум, уплаты государственной пошлины в размере от 400 рублей за один иск. |
вывоз мусора осуществлять по нормативу, а не по факту, что сократит сумму оплаты почти в два раза; | Вопрос организации вывоза мусора относится к компетенции Председателя Товарищества в соответствии со статьей 19 ФЗ-217. Председатель осуществляет представительство Товарищества во взаимоотношениях с контрагентами и действует в интересах Товарищества при заключении договоров на оказание услуг. Решение о переходе на расчет по нормативу вместо фактического объема вывоза мусора принимается Председателем с учетом условий, предлагаемых региональным оператором, и экономической целесообразности для Товарищества. |
привести в соответствие документацию на садоводов в архиве Товарищества; | Документация на садоводов в архиве Товарищества ведется в соответствии с требованиями действующего законодательства. Актуализация данных представляет собой непрерывный ежедневный процесс, обусловленный постоянным изменением состава участников Товарищества в связи с выбытием прежних и вступлением новых садоводов. Работа по актуализации и систематизации архивных документов осуществляется на постоянной основе. |
помимо приема заявлений, установить дни и часы личного приема председателя Товарищества (по предварительной записи, если требуется). Данный пункт дополнить в проект нового Устава Товарищества; | Устав Товарищества принят на общем собрании (Протокол №2/2025 от 27.09.2025) большинством голосов без включения положений о днях и часах личного приема Председателя, что свидетельствует об отсутствии необходимости закрепления данной нормы на уровне учредительного документа. ФЗ-217 не устанавливает обязательных требований к регламенту работы Председателя по приему обращений садоводов. Следовательно, порядок и график личного приема определяются непосредственно действующим Председателем самостоятельно, исходя из его личных возможностей и с учетом необходимости обеспечения эффективного управления Товариществом. |
представить на обсуждение, для принятия решения на общем собрании, прейскурант для получения по заявлению за плату копий документов Товарищества (п. 6.3 Устава Товарищества, пп.5.2, 5.3 проекта нового Устава Товарищества); | «Прейскурант» стоимости копирования документов утвержден общим собранием членов Товарищества согласно пункту 38 Протокола №3/2022 от 18.12.2022. Расчет стоимости услуг представлен в материалах указанного собрания и размещен на официальном сайте Товарищества по адресу: https://sntdru.ru/_23. В связи с тем, что Правление не планирует вносить изменения в действующие тарифы на копирование документов, разработка нового «прейскуранта» и его вынесение на обсуждение не предусматриваются. Действующие расценки остаются в силе и применяются при предоставлении соответствующих услуг членам Товарищества. |
обеспечить проезд (транзит) частного автотранспорта только для садоводов данной линии и(или) приглашенных к ним граждан; для служб экстренного реагирования (пожарные, спасатели, скорая медицинская помощь) – беспрепятственно в сопровождении дежурного по Товариществу. Один экземпляр ключа от ограждающего устройства, препятствующего въезду(выезду) на линию в обязательном порядке должен находится на хранении у дежурного правления Товарищества; | Сквозной проезд по территории уже ограничен. Решение о дополнительном ограничении въезда на конкретную линию может принять только общее собрание, поскольку согласно пункту 7 статьи 4.1 ФЗ-217 все члены Товарищества имеют право беспрепятственного проезда по внутренним линиям. Данный вопрос не может решаться Правлением или жителями отдельной линии в одностороннем порядке. Следует отметить, что неавтоматические шлагбаумы/ворота не соответствуют пункту 71 Постановления Правительства РФ № 1479, так как при механических шлагбаумах/воротах требуется круглосуточное дежурство персонала у места их установки, чего в Товариществе нет. Установка автоматического шлагбаума обойдется примерно в 300 000 рублей плюс расходы на обслуживание и электроэнергию, что также требует решения общего собрания. Учитывая недовольство садоводов повышением взносов, Правление считает включение подобных затрат в смету нецелесообразным, однако при поступлении соответствующих обращений данный вопрос может быть вынесен на общее собрание. |
поручить председателю Товарищества для проведения эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при угрозе их возникновения, обеспечении беспрепятственной эвакуации членов Товарищества, включить в план на 2026 год проведение мероприятия по организации дополнительного (второго) въезда (выезд) дороги общего пользования Товарищества; | При ЧС второй выезд возможен через соседние СНТ |
садоводам, расположенным на территории НИИДАР, исключить из членских взносов помимо расходов на водоснабжение, оплату заработной платы штату водонасосной станции и водопровода, сопровождение и обслуживание указанного объекта (пп.1.1.4, 1.1.6, 1.17, 1.1.8, 1.2.1, 1.3.1, 1.4.1, 9-9.7 Обоснования); | В расчет взносов для садоводов НИИДАР не включены расходы на оплату труда работников водонасосной станции. При ознакомлении с ФЭО можно убедиться, что при определении суммы взноса для НИИДАР исключены следующие пункты: 1.1.4. + 1.1.6. + 1.1.7. + 1.1.8.+ 1.2.1. + 1.3.1. + 1.4.1. + 2.3. + 2.4. + 9 + 11.2. Эти пункты в фэо выделены серой заливкой, а внизу ФЭО есть соответствующий расчет |
поручить председателю Товарищества полномочия по выбору контрагентов и взаимодействию с арендаторами торговых площадей, при условии: - все вопросы, касающиеся заключения и расторжения договоров, будут решатся общим собранием членов Товарищества; - по каждому такому (конкретному) вопросу принято единогласное решение; - по итогам проведения или прекращения соответствующих мероприятий (работ) составляется протокол; | Компетенция общего собрания и Председателя Товарищества определена ФЗ-217. Предложение выходит за рамки установленных законом полномочий. На общем собрании большинством голосов общее собрание определяет целевое назначение использования земель общего пользования (например, предоставление территории для размещения продовольственного магазина), а Председатель Товарищества в соответствии со статьей 19 ФЗ-217 осуществляет заключение договоров с конкретными контрагентами, готовыми реализовать утвержденные цели. |
сооружение навеса между зданиями правления считать нецелесообразным (сумма 200000 руб.), т.к. получение, выдача и работа с документами осуществляется внутри помещений правления. Исключить пункт 5.5 Обоснования за ненадобностью; | Такого пункта нет в ФЭО и Смете |
включить в повестку дня вопроса о недоверии и отстранении от исполнения обязанностей председателя Товарищества (п.13.11 Устава Товарищества, п.15.12 проекта нового Устава Товарищества); | Правление не видит необходимости рассмотрения данного вопроса. |
провести аудит деятельности правления и работы ревизионной комиссии Товарищества за период 2020-2025 гг. в первом полугодии 2026 года комиссией из состава членов Товарищества (на добровольной основе, имеющих профильное высшее образование), с целью выявления финансовых злоупотреблений или нарушений, причинении убытков Товариществу, с привлечением недобросовестных работников к ответственности в соответствии с законодательством. Результаты проверки представить в установленной форме протоколом на общее собрание Товарищества. | Если в СНТ есть указанная «Комиссия из состава членов Товарищества (на добровольной основе, имеющих профильное высшее образование)», то она должна действовать в соответствии с требованиями ФЗ-217. Для проведения аудита и получения доступа к непубличным документам Товарищества члены такой «комиссии» должны быть избраны в состав Ревизионной комиссии на очередном общем собрании членов Товарищества, либо на внеочередном собрании, организованном в порядке, установленном статьей 17 ФЗ-217. Только после избрания в Ревизионную комиссию члены данного органа получают законные полномочия для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью и доступа к необходимой документации. |